Потеря речи после инсульта у детей и взрослых

Потеря речи после инсульта у детей и взрослых

Афазия – одна из старейших проблем неврологии, психологии, физиологии. Став затем частью нейропсихологии, она в настоящее время все более приобретает самостоятельное значение. Многие исследователи выделяют ее в самостоятельную область знания – афазиологию.

     Афазия (от греч. а – отрицание, phasis – речь) – полная или частичная утрата речи, обусловленная очаговыми поражениями головного мозга: сосудистыми нарушениями, воспалительными заболеваниями мозга (энцефалиты, абсцессы), черепно-мозговыми травмами.

     Афазиями принято называть расстройства речевых функций, характерные для очаговых поражений коры ведущего (доминантного) полушария мозга у лиц с уже сформировавшейся речью. Афазии относятся к наиболее сложным формам речевой патологии.

      Афазия чаще всего возникает во взрослом возрасте. Но иногда наблюдается и у детей. Афазия возникает примерно в трети случаев нарушений мозгового кровообращения. Чаще встречается моторная афазия (Бейн, 1964, Шмидт, 1979 и др.).

  1. Причины и механизм афазии

      Причинами афазии являются разнообразные органические нарушения речевых систем головного мозга в период уже сформировавшейся речи. При афазии наблюдаются повреждения в лобных, теменных, затылочных и височных долях коры головного мозга.

Причинами афазии являются:

  1. травмы головного мозга;
  2. воспалительные процессы мозга;
  3. опухоли мозга;
  4. сосудистые заболевания и нарушения мозгового кровообращения (инсульт).

Детские афазии встречаются редко.

Сходство детской афазии с афазией у взрослых:

  1. И в первом, и во втором случае мы сталкиваемся с распадом уже сформировавшейся речи.
  2. Причины детской и взрослой афазии в какой-то мере схожи: травмы, воспалительные процессы после инфекционных заболеваний, опухоли; только у детей редко нарушение мозгового кровообращения (инсульты).
  3. При детской и при взрослой афазии раннее развитие протекало нормально.
  4. У детей школьного возраста очаговые поражения мозга проявляются теми же клиническими картинами, что и у взрослых.

Отличие детской афазии от афазии у взрослых:

  1. Афатические синдромы у детей, как бы они не были тяжелы, очень быстро подвергаются обратному развитию. Если же улучшение не наступает в ближайшие недели, то прогноз становится малоблагоприятным.
  2. У детей дошкольного возраста не может быть того многообразия афазий, что у взрослых (например, семантическая, динамическая и т.д.; чаще моторная или сенсорная; нет семантической формы поскольку системы символическо-знакового обобщения речевых сигналов у детей еще не сформировались). Это связано с тем, что речь не достигла у ребенка того уровня развития, что у взрослых. И чем младше ребенок, страдающий афазией, тем ее клиническая картина становится все менее красочной, менее богатой продуктивными симптомами (симптомами «растормаживания»). Все менее выраженными делаются индивидуальные особенности клинической картины, столь разнообразные у взрослых. Таким образом, общая незрелость речевой функциональной системы и связанных с речью других высших психических функций у дошкольников не дает того многообразия проявления афазий, которые имеются у взрослых.
  3. Отличие – в устранении. Именно, функциональная незрелость всех высших психических функций ребенка – логической памяти, произвольного внимания, мышления и особенно речи – приводит к тому, что у маленьких детей очаговый дефект не может быть спонтанно компенсирован за счет сложных межсистемных функциональных отношений, столь характерных для взрослых.

Что делать, если после инсульта, черепно-мозговой травмы, нейрохирургического вмешательства пропала речь? Почему происходит такое расстройство? Ответ прост: во время инсульта или другого травмирующего влияния оказалась затронута речевая зона головного мозга и речь пациента оказалась травмированной и неполноценной. В результате ставиться диагноз афазия или дизартрия и следует срочно обратиться к логопеду-афазиологу. Логопедические занятия нужно начинать сразу после выписки пациента домой (а еще лучше – прямо в больнице), так как при таком речевом нарушении нельзя упускать время. Чем позже начнутся занятия по восстановлению речевых функций, тем меньше будет их продуктивность и ниже результат. Как правило, логопедическая реабилитация сочетается с направленным фармакологическим воздействием. Эти мероприятия способствуют восстановлению речевого общения, социально-бытовой компетентности и помогают пациенту избежать последствий социальной депривации. В процессе лечения помогают индивидуальные упражнения с логопедом-афазиологом, которые составляет индивидуальный план лечения, где большое значение уделяется работа родителей с ребенком в домашних условиях. Но даже при реализации полноценного лечения при развитии некоторых форм афазии ребенок  и взрослый изредка может восстановить речевую деятельность на одном уровне со здоровыми людьми.

Поврежденные нейроны в головном мозге не в состоянии заменить никакие лекарственные препараты и никакое лекарственное лечение в данной ситуации не поможет. Другими словами, лечение становится возможным только тогда, когда в мозге появляются  новые связи или при незначительном повреждении нервных путей.

В такой ситуации необходима помощь логопеда-афазиолога, а восстановление речи в основном происходит только частично. Оно возможно благодаря способности человеческого мозга к созданию новых нейронных отношений. К примеру, восстановление речи может происходить посредством пения, так как музыка и мелодия обрабатываются в мозге при помощи правого полушария.

Логопедическая работа требует больше времени, чем улучшение общего состояния пациента. В течение первых двух лет после инсульта или черепно-мозговой травмы желательно, чтобы пациент ежедневно занимался с логопедом-афазиологом как в стационаре, так и в поликлинике. Через каждые 2—3 месяца занятий делается небольшой перерыв (2-3 недели). Общая продолжительность логопедических занятий составляет до 2-3 лет.

Восстановление речи при афазии – длительный и трудоемкий процесс, требующий сотрудничества врача, логопеда — афазиолога, пациента и его ближайшего окружения, причем речевая реабилитация должна проходить  квалифицированно, на серьезном профессиональном уровне. Следует принимать во внимание прогностическое значение отдельных факторов, влияющих на эффективность восстановления (возраст, преморбидный уровень (каким был пациент до заболевания), мотивация,  соматические заболевания и их динамика).

Лабкова Юлия Андреевна, логопед — афазиолог первой категории. 

Без рубрики

Добавить комментарий

Comment
Name*
Mail*
Website*